I.
Целевой раздел
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ТРУДУ (ТЕХНОЛОГИИ) НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровненачального
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательнойдеятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурнымии духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни
человека и общества, уважительное отношение к труду и творчествумастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное отношение к сохранению
окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном
мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным
традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм
и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к творческому
труду, работе на результат, способностьк различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качеств и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учетом этики общения, проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии(в пределах
изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия; делать обобщения (технико-технологического и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно- художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов
природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информациив учебнике
и других доступных источниках, анализировать ее и отбирать в соответствии с решаемой
задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованнойформе, выполнять действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения
учебных и практических задач (в том числе Интернетс контролируемым выходом),
оценивать
объективность информации и возможности ее использования для решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленнымв других информационных источниках.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать ихв диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и
наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанныхошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе:
обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и подчиненного, осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений
предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять
выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по труду (технологии):
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убиратьрабочее место, поддерживать порядок на нем в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и приспособленийдля ручного
труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки(сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступныетехнологические приемы ручной обработки
материалов при изготовлении изделий;ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от руки», выделение деталей способами обрывания, вырезания и другое, сборку изделий с помощью клея, ниток и
другое;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал»,
«инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с опорой на готовый план;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за
инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиенытруда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам
учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения, способы
изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага,тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон,
стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий:разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей «на глаз», «от руки», по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и прочее, собирать изделия с помощью клея, пластических масс и
другое, эстетичнои аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямогостежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опоройна инструкционную карту, образец, шаблон;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий; понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под
руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера; называть профессии,
связанные с изучаемыми материалами и производствами, их социальное значение.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметныерезультаты
по отдельным темам программы по труду (технологии):
понимать смысл
понятий
«инструкционная» («технологическая») карта, «чертеж»,
«эскиз», «линии чертежа», «развертка», «макет», «модель»,
«технология», «технологические операции», «способы обработки» и использоватьих в практической деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные особенности изученных видов
декоративно -прикладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в
своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности,поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки,проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контураи надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углови одного
прямого угла) с помощью чертежных инструментов (линейки, угольника)с опорой на простейший чертеж (эскиз), чертить окружность с помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической
формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками; понимать
смысл понятия «развертка» (трехмерного предмета), соотносить объемную конструкцию с
изображениями ее развертки;
отличать макет от модели, строить трехмерный макет из готовой развертки; определять
неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное
соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в
самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
делать выбор, какое мнение принять – свое или другое, высказанное в ходе обсуждения;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать
особенности
проектной
деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по труду (технологии):
понимать смысл понятий «чертеж развертки», «канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного
искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описаниюизученные и
распространенные в крае ремесла;
называть и
описывать свойства наиболее распространенных изучаемыхискусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие);читать чертеж развертки и выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов (линейка,
угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом; выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению
вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в
соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать комбинированные техники
при изготовлении изделийв соответствии с технической или декоративно-художественной задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций, использовать их
при решении простейших конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и конструкторапо заданным
техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований
конструкции;
называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать
возможности
компьютера
и
информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по труду (технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о
творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства
(в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с
опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий замысел, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приемы обработки различных материалов (например, плетение, шитье и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные способы в
зависимости от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать простейшие
виды технической документации (чертеж развертки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции
изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественно- конструкторские
задачи по созданию изделий с заданной функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием
изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта,
выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах Word, PowerPoint;решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный
замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно представлять продукт проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности, предлагать
идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственнуюработу в общем процессе.
II. Содержательный раздел
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных
материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера – условия создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии.
Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, поддержание порядка во время
работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремесла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях ручной обработки материалов:
разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по линейке (как направляющему
инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние
операций, способов и приемов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другое. Приемы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его
деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другое).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их
свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка,
стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое). Приемы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка «на глаз», отделение части (стекой, отрыванием),
придание формы. Наиболее распространенные виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие
способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание,
склеивание и другое. Резание бумаги ножницами. Правила безопасного использования ножниц.
Виды природных материалов (плоские – листья и объемные – орехи, шишки, семена, ветки). Приемы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и
приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование
Простые и объемные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль
и другое) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия, детали и части
изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого
действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от требуемого результата
(замысла).
ИКТ
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение труда (технологии) в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне
ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их устройстве.
Работа с информацией:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать ее в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и
строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы,
выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем).
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию
учебника, принимать участие в коллективном построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нем порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления
изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учетом данного принципа. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических
действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка,
обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных
материалов с соблюдением этапов технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование их технологических процессов. Мир профессий. Мастера и их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе человека.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и
сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и другое),
сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема. Чертежные инструменты – линейка (угольник, циркуль). Их функциональное назначение, конструкция.
Приемы безопасной работы колющими (циркуль) инструментами.
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза,
сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание
и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги – биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное
направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и ее варианты (перевивы,
наборы) и (или) строчка косого стежка и ее варианты (крестик, стебельчатая, елочка). Лекало.
Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и другие).
Конструирование и моделирование
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной
композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу
или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) во 2 классе способствует освоению ряда универсальных учебных
действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или письменной;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учетом указанных критериев;
строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в практической работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической) задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной форме.
Работа с информацией:
получать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать ее в работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертеж, эскиз, рисунок, схема)
и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять ответы других обучающихся, высказывать свое мнение, отвечать на вопросы, проявлять уважительное отношение к
одноклассникам, внимание к мнению другого;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать
работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться учитывать их в работе.
Совместная деятельность:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу, договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению.
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных
используемым на уроках труда (технологии).
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле,
гармония предметной и окружающей среды (общее представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов –
жесткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая
форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для
технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление
сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель (лидер) и
подчиненный).
Технологии ручной обработки материалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий, сравнительный
анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и другие), знание
приемов их рационального и безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения
изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций,
подбор материалов и инструментов, экономная разметка материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объемных изделий из разверток. Преобразование
разверток несложных форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развертки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений
и изменений в схему, чертеж, эскиз. Выполнение измерений, расчетов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор», по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным). Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях, жесткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учетом дополнительных условий (требований). Использование измерений и построений
для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию трехмерной конструкции в развертку (и наоборот).
ИКТ
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный
компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его
назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств
компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией
(книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым
редактором Microsoft Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных
действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы
и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и несущественных
признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также графически
представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учетом предложенных условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертеж (эскиз) развертки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
Работа с информацией:
анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для
создания моделей и макетов изучаемых объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и
практических задач, в том числе Интернет, под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов выполнения
задания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для ее решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, предлагать план
действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочеты по результатам работы,
устанавливать их причины и искать способы устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
выбирать себе партнеров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по деловым
качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчиненного, соблюдать равноправие и дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы.
4 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов с определенными
заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду, способы ее защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление изделий с учетом традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитье, вышивка и другое).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного года. Использование комбинированных техник создания конструкций по заданным условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Внесение
дополнений и изменений в условные графические изображения в соответствии с дополнительными (измененными) требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью чертежных инструментов. Освоение доступных художественных техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщенное представление о видах тканей
(натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областях использования. Дизайн
одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым лекалам
(выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка и ее варианты («тамбур» и
другие), ее назначение (соединение и отделка деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их обработки в сравнении с
освоенными материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование
Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе конструктора,
по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота. Составление алгоритма действий
робота. Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация робота.
ИКТ
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое. Создание презентаций в программе PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных
действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы
и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых условных обозначений и по заданным условиям;
выстраивать последовательность практических действий и технологических операций, подбирать
материал и инструменты, выполнять экономную разметку, сборку, отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия в действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов (изделий) с учетом
указанных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции.
Работа с информацией:
находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь различными источниками, анализировать ее и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и
практических задач, в том числе Интернет, под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать и доказывать свою
точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремесел на Руси и в России, высказывать свое отношение к
предметам декоративно-прикладного искусства разных народов Российской Федерации;
создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций при работе с разными
материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в жизни каждого
человека, ориентироваться в традициях организации и оформления праздников.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели учебно-познавательной
деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и выполнять ее в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их результатами прогнозировать практические «шаги» для получения необходимого результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и результата деятельности, при
необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, выполнять функции руководителя или подчиненного, осуществлять продуктивное сотрудничество,
взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои предложения и
пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение других обучающихся, их советы и
пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих достижений.
III. Организационный раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии г.Зернограда (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих
основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС
НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Зернограда, разработанной в соответствии с ФГОС
начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального
общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП
2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии
г.Зернограда начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34 учебных
недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели,
при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
− для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков.
− для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются
предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и
наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине
учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
− учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
− использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35
минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый).
− Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч.,
в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается
чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть
учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся
В муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии г.Зернограда
языком обучения является русский язык.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор
одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся протокол от 21.02.2024 №3
При изучении предмета английский язык осуществляется деление учащихся на подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за
учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии г.Зернограда от 30.08.2022 №424.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме
словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается
итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная область
Русский язык и литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание ("окружающий мир")
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Учебный предКоличество часов в неделю
мет/курс
1А 1Б 2А 2Б 3А 3Б 4А
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
5
5
5
Литературное чтение
4
4
4
4
4
4
4
Иностранный язык
0
0
2
2
2
2
2
Математика
4
4
4
4
4
4
4
4Б
4В
5
4
2
4
5
4
2
4
Окружающий мир
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
23
1
1
2
23
1
1
2
23
0
0
0
23
0
0
0
23
0
0
0
23
1
1
1
1
1
1
Технология
1
1
1
1
1
1
Физическая культура
2
2
2
2
2
2
Итого
20
20
22
22
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
физическая культура
1
1
0
0
0
0
математика
0
0
1
1
1
1
Итого
1
1
1
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
21
21
23
23
23
23
Количество учебных недель
Всего часов в год
33
693
33
693
34
782
34
782
34
782
34
782
34
782
34
782
34
782
Календарный учебный график
МБОУ гимназии г. Зернограда
на 2024-2025 учебный год
1 классы
2 -7 классы
8-11 классы
Начало учебного года – 1 сентября 2023 года
1 четверть (8 недель)
02.09.2024 - 25.10.2024
02.09.2024 – 25.10.2024
02.09.2024-26.10.2024
Осенние каникулы (9 дней)
28.10.2024- 05.11.2024
28.10.2024- 05.11.2024
28.10.2024- 05.11.2024
II четверть (8 недель)
06.11.2024 – 30.12.2024
06.11.2024 – 30.12.2024
06.11.2024 – 30.12.2024
Зимние каникулы (9 дней)
31.12.2024 – 08.01.2025 31.12.2024 – 08.01.2025
31.12.2024 – 08.01.2025
III четверть (11 недель)
10 недель
09.01.2025- 21.03.2025
09.01.2025- 21.03.2025
09.01.2025- 22.03.2025
Дополнительные каникулы (9 дней):
08.02.2025 - 16.02.2025
Весенние каникулы (9 дней)
24.03.2025 – 01.04.2025
24.03.2025 – 01.04.2025
24.03.2025 – 01.04.2025
IV четверть (7 недель)
02.04.2025- 26.05.2025
02.04.2025- 26.05.2025
02.04.2025- 26.05.2025
Для 1 классов
02.09.2024 – 26.05.2025
33 учебные недели
Для 5-7 классов
02.09.2024 – 26.05.2025
34 учебные недели
Для 8-11 классов
02.09.2024 – 26.05.2025
34 учебные недели
Для 9, 11 классов окончание
учебного года определяется в
соответствии с расписанием
государственной итоговой аттестации.
Сроки проведения промежуточной аттестации
12.05.2025 – 24.05.2025
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОО
1.1. Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов.
План внеурочной деятельности НОО в МБОУ гимназии г.Зернограда сформирован
с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора
направления и содержания учебных курсов.
1.2. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
• поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
• совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
• формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни;
• повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
• развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде;
• поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
• формирование культуры поведения в информационной среде.
1.3. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее
формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их
практико-ориентированные характеристики.
1.4. При отборе направлений внеурочной деятельности МБОУ гимназия ориентировалась на свои особенности функционирования, психолого-педагогические
характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения.
1.5. Общий объём внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю.
1.6. Направления и цели внеурочной деятельности.
1.6.1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое
развитие обучающегося, углубление знаний об организации жизни и деятельности с
учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
1.6.2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
1.6.3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
1.6.4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как
система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а
также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
1.6.5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
1.6.6. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию.
1.6.7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего
развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.
1.7. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям:
• целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
• преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том
числе совместной (парной, групповой, коллективной);
• использование форм организации, предполагающих использование средств
информационно-коммуникационных технологий.
1.8. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть
следующие:
учебные курсы и факультативы;
художественные, музыкальные и спортивные студии;
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии,
мини-исследования;
1.8. Внеурочная деятельность в МБОУ гимназии г.Зернограда тесно связана с
дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации.
План внеурочной деятельности (недельный) НОО 2024-2025
Направления
Учебные курсы
Спортивно-оздоровительная деятельность
Проектно-исследовательская деятельность
Подвижные игры
Шахматный клуб
«Белая ладья»
Учусь создавать
проект
Я создаю мультфильм
На пути к будущему
1А
1Б
2Б
1
0
3А
1
1
3Б
1
0
4А
1
1
4Б
1
1
4В
1
1
2А
1
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Интеллектуальные
марафоны
Основы функциональной грамотности
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Внеурочные занятия патриотической, нравственной
и экологической тематики
Разговоры о важном
Орлята России
Уроки осторожности
Познавая малую
Родину
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
3-D моделька
Финансовая грамотность
Робокласс
Разговор о правильном питании
0
0
0
0
1
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
Арт-студия «Весёлая нотка»
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
0
Информационная
культура
Коммуникативная
деятельность
Художественно-эстетическая творческая деятельность
1
ДАР (Дом творческих работ)- ТР
Танцевальная
группа «Ассорти»
0
0
0
0
Увлекательное рукоделие
«Учение с увлечением»
Логопедический
кружок
ВСЕГО
Мероприятия, реализуемые за счет Программы воспитания
ИТОГО недельная
нагрузка
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
7
7
7
7
7
8
7
7
7
3
3
3
3
3
2
3
3
3
10
10
10
10
10
10
10
10
10
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
уровень начального общего образования
Дела, события, мероприятия
классы Ориентирово
чное время
проведения
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Урочная деятельность»
Оформление стендов (предметно-эстетическая среда,
1-4
сентябрь, в
наглядная агитация школьных стендов предметной
течение года
направленности)
Игровые формы учебной деятельности
1-4
в течение года
Интерактивные формы учебной деятельности
1-4
в течение года
Содержание уроков (по плану учителя)
1-4
в течение года
1-4
02.09
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки
детей к действиям в условиях различного рода
чрезвычайных ситуаций)
Международный день распространения грамотности
1-4
09.09
(информационная минутка на уроке русского языка)
День образования Ростовской области
1-4
13.09
Ответственные
учителя, кл. руководители
учителя, кл. руководители
учителя, кл. руководители
учителя, кл. руководители
учителя, кл. руководители
учителя, кл. руководители
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко
Дню гражданской обороны Российской Федерации)
День символов Ростовской области: герба, флага и гимна
1-4
04.10
учителя, кл. руководители
1-4
28.10
День рождения А.П.Чехова (информационная
минутка на уроках литературы)
Интерактивные уроки родного русского языка к
Международному дню родного языка
Всемирный день иммунитета (минутка информации на
уроках биологии)
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (День пожарной
охраны)
3-4
10.12
учителя, кл. руководители
1-4
21.02
учителя, кл. руководители
1-4
03.03
учителя, кл. руководители
1-4
30.04
учителя, кл. руководители
День государственного флага Российской Федерации
1-4
22.05
учителя, кл. руководители
День славянской письменности и культуры
2-4
24.05
учителя, кл. руководители
Предметные недели (по графику)
1-4
в течение года
учителя, кл. руководители
День рождения Закруткина Виталия Александровича
3-4
27.03.25
Модуль «Классное руководство»
Поднятие флага. Гимн. «Разговор о важном»
1-4
каждый поне- классные руководители
дельник,
1 урок в течение года
Проведение классных часов, участие в Днях единых
1-4
классные руководители
действий
Проведение инструктажей с обучающимся по ТБ, ПДД,
1-4
в течение года классные руководители
ППБ
Изучение классного коллектива
1-4
в течение года классные руководители
Ведение портфолио с обучающимися класса
1-4
в течение года классные руководители
Классные коллективные творческие дела
1-4
в течение года классные руководители
1-4
Реализация
программы внеурочной деятельности с
по расписанию, классные руководители
классом
в
течение года
Экскурсии, поездки с классом
1-4
1
раз
в Классный
руководитель,
родительский
четверть
комитет
1-4
по запросу
классные руководители, учителя-предметники
Консультации с учителями-предметниками (соблюдение
единых требований в воспитании, предупреждение и
разрешение конфликтов)
Модуль «Работа с родителями или их законными представителями»
Заседание Совета родителей
1-4
1 раз в
заместитель директора по ВР, Советник по
четверть
воспитательной работе, кл. руководители
Классные родительские собрания
1-4
1 раз в
кл.руководители
четверть
Индивидуальные беседы с родителями «группы риска»,
1-4
по запросу
кл.руководители, соц.педагог
неуспевающими
Консультации с психологом
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»
Реализация внеурочной деятельности согласно учебного
1-4
в течение года Педагоги-предметники, руководители курсов
плана
ВД
Вступление обучающихся в движение «Орлята России»
(первичное отделение)
3-4
сентябрь
советник директора по воспитательной работе
Организация и проведение Всероссийских акций РДДМ
1-4
в течение года
в формате «Дней единых действий»
Спортивные соревнования по пионерболу
3-4
октябрь
Участие в выставке-конкурсе на лучшую
1-4
декабрь
елочную игрушку «Фабрика Деда Мороза»
Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная
1
ноябрь
семья» среди 1-4 -х классов
Шахматный турнир
3-4
ноябрь
Соревнования среди 4-х классов «Веселые старты»
4
декабрь
Спортивные соревнования по пионерболу
4
апрель
Легкоатлетическая эстафета в честь Дня Победы
1-4
май
Модуль «Ключевые школьные дела»
Праздник «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в
1
15.10
пешеходы»
Праздник «День учителя»
1-4
04.10
Участие в мероприятиях, посвященных Дню народного
единства (флешмобы онлайн, акция «Окна России»,
«Флаги России»
Праздник «День матери»
1-4
01-06.11
1-4
22-30.11
Участие в акции «Каждой птичке – по кормушке»
Участие в новогодних мероприятиях (квест, хороводы,
спектакли)
Участие обучающихся в Губернаторской ёлке
1-4
1-4
07-11.11
Декабрь январь
Январь 2025
Участие в спортивно-игровой программе «Есть такая
профессия Родину защищать»
Марафон «Неделя психологии в образовании»
3
Концерт, посвященный Международному женскому дню 8
Марта
Школьный фестиваль детского творчества «Ярмарка
2-4
19.02
1-4
10-14.03
1-4
07.03
1-4
25.03
советник директора по воспитательной работе
учителя физкультуры, кл. руководители
вожатая
учителя физкультуры, кл. руководители
Руководитель курса ВД
учителя физкультуры, кл. руководители
учителя физкультуры, кл. руководители
учителя физкультуры, кл. руководители
заместитель
директора
по
ВР,
кл.
руководители
заместитель директора по ВР, советник по
воспитательной работе, кл. руководители
советник по воспитательной работе, кл.
руководители
заместитель
директора
по
ВР,
кл.
руководители
кл. руководители
заместитель директора по ВР, советник по
воспитательной работе, кл. руководители
заместитель
директора
по
ВР,
кл.
руководители
заместитель директора по ВР, классные
руководители
заместитель
директора по ВР, педагогпсихолог, классные руководители
заместитель
директора
по
ВР,
кл.
руководители, вожатая
заместитель директора по ВР, руководитель
талантов»
Участие
в
мероприятиях,
посвященных
Дню
Космонавтики
Участие в мероприятиях, посвященных празднованию 80летию Победы (торжественный марш, строевая подготовка,
изготовление открыток для
ветеранов Великой Отечественной войны тематические
флешмобы «Бессмертный полк»)
Праздник «Последний звонок» (участие первоклассников)
советник по воспитательной работе, кл.
руководители, педагоги
кл. Руководители, вожатая
1-4
8-11.04
5-9
28.04-08.05
заместитель
директора
руководители, педагоги
по
ВР,
кл.
24.05
заместитель
директора
руководители, педагоги
кл. руководитель
по
ВР,
кл.
1
Торжественные
мероприятия, посвященные окончанию
4
26.05
начальной школы «Прощай, начальная школа!»
Модуль «Внешкольные мероприятия»
1-4
в течение года
Внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с
социальными
партнёрами
общеобразовательной организации
1-4
в течение года
Внешкольные тематические мероприятия воспитательной
направленности, организуемые педагогами по изучаемым в
общеобразовательной организации учебным предметам,
курсам, модулям
Экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную
1-4
в течение года
галерею, технопарк, на предприятие и др.)
Коллективно-творческие дела
1-4
в течение года
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
1-4
Оформление внешнего фасада здания, класса, оформление
август- май
«Стены памяти», открытие «Парты героя». Оформление
школьного уголка - (название, девиз класса, информационный стенд), уголка безопасности
классные руководители, социальные партнеры
классные
руководители,
учителяпредметники, педагог-психолог, соц.педагог
классные
руководители,
комитет.
классные руководители
заместитель
руководители
директора
родительский
по
ВР,
кл.
Организация и проведение церемоний поднятия (спуска)
государственного флага Российской Федерации
1-4
Подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных
областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга
Организация и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна
Российской Федерации
Оформление и обновление «мест новостей», стендов впомещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию
позитивного гражданско- патриотического, духовно-нравственного содержания,фотоотчёты об интересных событиях, поздравления
педагогов и обучающихся
Поддержание эстетического вида и благоустройство здания, холлов, классов, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при
общеобразовательной организации
Оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон
активного и тихого отдыха
1-4
каждый
заместитель директора по ВР, Советник по ВР,
понедельник, 1 кл. руководители
уроком
кл. руководители
по плану
кл.рук.
1-4
по мере
заместитель
необходимости руководители
директора
по
ВР,
кл.
1-4
в течение года заместитель директора по ВР, Советник по ВР,
кл. руководители
1-4
в течение года заместитель директора по ВР, Советник по ВР,
кл. руководители
1-4
по мере
заместитель директора по ВР, Советник по ВР,
необходимости кл. руководители
1-4
в течение года
Поддержание
в библиотеке стеллажей свободного
книгообмена,
на которые обучающиеся, родители,
педагоги выставляют для общего использования свои
книги, брать для чтения другие
1-4
Оформление пространств проведения значимых событий,
по мере
праздников,
церемоний,
торжественных
линеек,
необходимост
творческих вечеров (событийный дизайн)
и
1-4
Обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
по мере
др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных
необходимости
для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных
вопросах профилактики и безопасности
«Профилактика и безопасность»
1-4
сентябрь
Месячник
безопасности
жизнедеятельности
(профилактика ДТП, пожарной безопасности,экстремизма,
терроризма, беседы, классные часы по ПДД,
ПБ)
Всероссийский открытый урок по ОБЖ
1-4
03.09
Рейд по проверке наличия схем безопасного маршрута и
наличия светоотражающих элементов у обучающихся
Объектовая
тренировка
эвакуации
при
угрозе
террористического акта
Участие в муниципальной игре по правилам дорожного
движения «Красный. Желтый. Зеленый»
День памяти жертв ДТП. Акция «Пусть дорога будет
безопасной»
Участие в муниципальном смотре-конкурсе агитбригад по
безопасности дорожного движения «Дорога глазами
детей»
В рамках межведомственной профилактической акции «За
здоровый образ жизни» - неделя оказания первой
медицинской помощи
педагог-библиотекарь
заместитель директора по ВР, Советник по ВР,
кл. руководители
социальный педагог
вожатые, классные руководители
1-4
16 - 19.09
1-4
октябрь
3
14-15.10
преподаватель-организатор
руководители
преподаватель-организатор
обучающихся
преподаватель-организатор
руководители
вожатые, кл. руководители
18.11
вожатые, кл. руководители
4
ноябрь
вожатые, кл. руководители
1-4
апрель
вожатые , кл. руководители
1-4
ОБЖ, классные
ОБЖ,
ОБЖ,
Совет
кл.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Детские общественные объединения»
Вступление
обучающихся в объединение РДДМ
3-4
в течение года советник по воспитательной работе
(первичное отделение)
1-4
02.09
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
советник по воспитательной работе, классные
посвященной Дню знаний
руководители
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню учителя
2-4
04.10
советник по воспитательной работе, классные
руководители
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню народного единства
1-4
01.11
советник по воспитательной работе, классные
руководители
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню матери
1-4
29.11
советник по воспитательной работе, классные
руководители
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню Героев Отечества, кинопросмотр
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции
«Подари книгу» в Международный день книгодарения
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню защитника Отечества
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Международному женскому дню
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню счастья
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню смеха
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню Победы
3-4
09.12
1-4
14.02
1-4
21.02
1-4
07.03
3-4
20.03
1-2
01.04
1-4
09.05
советник по воспитательной работе, классные
руководители
советник по воспитательной работе, классные
руководители
советник по воспитательной работе, классные
руководители
советник по воспитательной работе, классные
руководители
советник по воспитательной работе, классные
руководители
советник по воспитательной работе, классные
руководители
советник по воспитательной работе, классные
руководители
Модуль «Школьные медиа»
Библиотечные уроки. Ознакомительная экскурсия
1-2
16 – 20.09
1-4
1 – 10.10
Книжные выставки, стенды, информационные уголки
освещающие
деятельность в области гражданской
защиты, правила поведения обучающихся
Информационная
и
книжная
выставка
«День
1-4
03-09.09
солидарности и борьбы с терроризмом»
1-4
01-06.11
Тематическая фотовыставка, видеопроекты, подкасты,
посвященные Дню народного единства – сайт школы,
группа ВК)
1-4
январь
Кинолектории, посвящённые освобождению Ленинградаот
фашистской блокады и Дне памяти жертв холокоста
Кинолектории, посвященные Дню защитника Отечества
1-4
февраль
Тематическая фотовыставка, видеопроекты, подкасты,
1-4
03-07.05
посвященные Дню Победы – сайт школы, группа ВК)
Кинолектории, посвященные Дню Победы
1-4
май
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Походы в театры, на выставки, в музеи
1-4
в течение года
Экскурсии
по патриотической тематике, ранней
профориентации
Походы выходного дня, экскурсии, походы, экспедиции
1-4
1-4
педагог-библиотекарь, кл. руководители
педагог-библиотекарь,
Классные руководители, зам.директора по ВР, советник по воспитанию
советник
по
воспитательной
работе,
классные руководители
педагог-организатор, классные руководители
классные руководители
классные руководители
классные руководители
классные
комитет
в течение года классные
комитет
в течение года классные
комитет
руководители,
родительский
руководители,
родительский
руководители,
родительский