1
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты:
сформулированы в деятельностной форме с усилением акцента на применение
знаний и конкретных умений;
определяют содержание НОО в логике изучения каждого учебного предмета;
усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира
в целом, современного состояния науки.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ предметные результаты
освоения АОП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся (с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей) отражают:
Предметная область «Технология»
1) развитие трудовых интересов, способностей и компенсаторных возможностей в
ходе овладения трудовыми навыками;
2) формирование первоначальных представлений о сознательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий;
3) формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах,
овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия;
3) развитие способности обучающихся к самообслуживанию; воспитание трудолюбия; усвоение «житейских понятий»; обучение использованию технических
средств, информационных технологий;
5) развитие способностей и интересов обучающихся к использованию предметных и компьютерных технологий в трудовой деятельности;
6) формирование положительного опыта и установки на активное использование
освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития
и помощи близким;
7) развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного и естественного
воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета.
1.3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, УЧЕБНЫХ КУРСОВ, УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ, КУРСОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
ОБЛАСТИ
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в т.ч. внеурочной деятельности), учебных модулей соответствуют требованиям ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ и ФАОП НОО.
2
2.1.9. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по труду (технология) на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе
освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся
технологий) и соответствующих им практических умений.
Программа по труду (технология) направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с
миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и
современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с
простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера
через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения
практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном
мире;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
3
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной
деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром
природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение
правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого
года обучения:
1. Технологии, профессии и производства.
2. Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и
картоном, технологии работы с пластичными материалами, технологии работы с природным материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии работы с другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома).
3. Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором» (с учётом
возможностей материально-технической базы образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных
материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации).
4. Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) (с учётом
возможностей материально-технической базы образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать
и использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение
расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник инженернохудожественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные
4
традиции), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии).
Общее число часов, рекомендованных для изучения труду (технологии) в 3
классе – 34 часа (1 час в неделю)
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях.
Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы
быта и декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на
уроках технологии.
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению.
Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на
основе изучения природных законов – жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых
ресурсов и идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная
работа в малых группах, осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель (лидер) и подчинённый).
Технологии ручной обработки материалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических
материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий, сравнительный анализ технологий при использовании
того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и
другие). Выбор материалов по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож,
шило и другие), называние и выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ
устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка материалов, обработка с целью получения деталей,
сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых
дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм.
6
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный,
толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа
(эскиза) развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж,
эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в
схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа
и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов
строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной
строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с
двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких
деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным). Способы
подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку
конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий
(требований). Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот).
Информационно-коммуникативные технологии
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту:
телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа
с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами,
Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или
другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
7
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их
в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных
и несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной,
а также графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учётом предложенных
условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ
сборки);
читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
Работа с информацией:
анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных
способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и
способов выполнения задания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для
её решения;
8
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей,
действовать по плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочёты по
результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему
решению, отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении
своей части работы.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план МБОУ гимназии г.Зернограда (далее – учебный план) соответствует требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Учебный план, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей,
курсов коррекционно-развивающей области, внеурочной деятельности, в т.ч.
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во
всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся,
и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального
общего образования:
- формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся с нарушениями слуха к продолжению образования на последующем уровне образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения
в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
- минимизацию негативного влияния нарушения слуха на развитие обучающегося и профилактику возникновения вторичных отклонений.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
9
отношений, включает:
- факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных
особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха;
- внеурочную деятельность, обеспечивающую личностное развитие обучающихся с нарушениями слуха;
- коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой
направлены на минимизацию негативного влияния нарушения слуха на результат обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
- «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»,
- «Музыкально-ритмические занятия»,
- «Развитие слухового восприятия и техника речи», которые являются обязательными.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время.
Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на
внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую
область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное усвоение учебных предметов.
Продолжительность урока со 2-го класс - 40 минут, в 1-ом классе (в том
числе дополнительном) - 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков - по 20 минут.
Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1
классе (в том числе дополнительном) - 35 минут, со 2 класса - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут.
С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания
учебной нагрузки в первом классе обеспечивается организация адаптационного
периода.
В 1-ом классе каждый день проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию слухового восприятия и
словесной речи в коммуникативной функции. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
В 1-м классе (в т.ч. дополнительном) обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале.
Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию обучающихся.
Цель таких заданий - формирование у обучающихся внешних и внутренних
стимулов к самостоятельной домашней работе.
В 1-й четверти возможны только задания организационного характера
(приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный мате10
риал).
Во 2-й четверти - познавательные задания, для выполнения которых не
требуется специально организованного рабочего места.
С 3-й четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета «Технология»). Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут.
Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по
принципу «минимакс»: часть задания по предмету обязательна для выполнения,
часть - по желанию обучающегося. Время выполнения домашнего задания не
должно превышать границ, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с
чтением) в 3-м классе - до 1,5 часов (90 минут), с 4-го - до 2 часов (120 минут).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной
деятельности (в том числе коррекционно-развивающей области). Между последним уроком и началом внеурочной деятельности рекомендуется устраивать
перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую область в течение всего срока обучения на
уровне начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Федеральный учебный план ФАОП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2)
Вариант № 1
Предметные
Классы
Количество часов в неделю
области
Учебные
I
II
III
IV Всего
предметы
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
6
4
4
4
18
литературное
Литературное чте4
4
3
11
ние
чтение
Развитие речи
4
3
3
3
13
Математика и
Математика
4
4
4
4
16
информатика
Обществознание и
Ознакомление с
2
1
3
естествознание
окружающим миром
(Окружающий мир)
Окружающий мир
1
1
2
Основы религиозных Основы религиоз1
1
культур и светской
ных культур и
этики
светской этики
Искусство
Изобразительное
1
1
1
1
4
искусство
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
4
11
Физическая культура
Физическая культура (Адаптивная
физическая культура)
Итого
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных отношений
(при 5-дневной неделе)
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающая область, из
них:
1. Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)
2. Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия)
3. Музыкально-ритмические занятия
(фронтальные занятия)
Другие направления внеурочной деятельности
Всего к финансированию
3
3
3
3
12
21
-
21
2
21
2
21
2
84
6
21
23
23
23
90
10
10
10
10
40
5
5
4
4
18
2
2
2
2
8
1
1
2
2
2
2
8
5
5
6
6
22
31
33
33
33
130
2
Федеральный учебный план ФАОП НОО для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) для обучающихся, получающих образование в пролонгированные сроки пять лет или шесть лет
Вариант № 2
Предметные
Классы
Количество часов в неделю
области
Учебные
I
I
II
III IV V Всепредметы
доп.
го
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
6
6
4
4
4 4
28
литературное
Литературное
4
4
4 4
16
чтение
чтение
Развитие речи
4
4
3
3
2 3
19
Предметно1
1
практическое
обучение
Математика и
Математика
4
4
4
4
4 4
24
информатика
Обществознание Ознакомление с
2
2
1
5
и естествознание окружающим
(Окружающий
миром
мир)
Окружающий мир
1
1 1
3
Основы религи- Основы религиоз1
1
12
озных культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура
ных культур и
светской этики
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая
культура
(Адаптивная
физическая
культура)
Итого
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных отношений (при 5-дневной неделе)
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развиваюшую область)
Коррекционно-развивающая область,
из них:
1. Формирование речевого слуха и
произносительной стороны речи
(индивидуальные занятия)
2. Развитие слухового восприятия и
техника речи (фронтальные занятия)
3. Музыкально-ритмические занятия
(фронтальные занятия)
Другие направления внеурочной деятельности
Всего к финансированию
1
1
1
1
1
1
6
3
1
3
1
3
1
3
1
3
1
3
5
18
21
21
21
2
21
2
21 21
2 2
126
8
21
21
23
23
23 23
134
10
10
10
10
10 10
60
6
6
5
5
5
5
32
3
3
3
3
3
3
18
1
1
1
2
2
2
2
2
2
6
4
4
4
5
5
5
27
31
31
33
33
33 33
194
3
3.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2024-2025 учебный год
1 классы
2 -7 классы
8-11 классы
Начало учебного года – 1 сентября 2023 года
1 четверть (8 недель)
02.09.2024 - 25.10.2024
02.09.2024 – 25.10.2024
02.09.2024-26.10.2024
Осенние каникулы (9 дней)
28.10.2024- 05.11.2024
28.10.2024- 05.11.2024
28.10.2024- 05.11.2024
II четверть (8 недель)
06.11.2024 – 30.12.2024
06.11.2024 – 30.12.2024
06.11.2024 – 30.12.2024
Зимние каникулы (9 дней)
31.12.2024 – 08.01.2025 31.12.2024 – 08.01.2025
31.12.2024 – 08.01.2025
13
III четверть (11 недель)
10 недель
09.01.2025- 21.03.2025
Дополнительные каникулы (9 дней):
08.02.2025 - 16.02.2025
24.03.2025 – 01.04.2025
02.04.2025- 26.05.2025
Для 1 классов
02.09.2024 – 26.05.2025
33 учебные недели
09.01.2025- 21.03.2025
09.01.2025- 22.03.2025
Весенние каникулы (9 дней)
24.03.2025 – 01.04.2025
24.03.2025 – 01.04.2025
IV четверть (7 недель)
02.04.2025- 26.05.2025
02.04.2025- 26.05.2025
Для 5-7 классов
02.09.2024 – 26.05.2025
34 учебные недели
Для 8-11 классов
02.09.2024 – 26.05.2025
34 учебные недели
Для 9, 11 классов окончание учебного года определяется в соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации.
Сроки проведения промежуточной аттестации
12.05.2025 – 24.05.2025
3.3. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Назначение плана внеурочной деятельности – психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных
интересов. План внеурочной деятельности НОО в МБОУ гимназии
г.Зернограда сформирован с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
1.2. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
• поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования;
• совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде;
• формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;
• повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
• развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде;
• поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
• формирование культуры поведения в информационной среде.
1.3. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности.
14
Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики.
1.4. При отборе направлений внеурочной деятельности МБОУ гимназия
ориентировалась на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и
уровни успешности обучения.
1.5. Общий объём внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю.
1.6. Направления и цели внеурочной деятельности.
1.6.1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие обучающегося, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
1.6.2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по
выполнению проектов.
1.6.3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического
общения и словесного творчества.
1.6.4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется
как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному
чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
1.6.5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках
внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о
разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения
разных видов работ на компьютере.
1.6.6. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию.
1.6.7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.
1.7. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям:
• целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления;
• преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
• использование форм организации, предполагающих использование
средств информационно-коммуникационных технологий.
1.8. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут
быть следующие:
учебные курсы и факультативы;
художественные, музыкальные и спортивные студии;
15
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования;
1.8. Внеурочная деятельность в МБОУ гимназии г.Зернограда тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых
форм организации.
План внеурочной деятельности (недельный) НОО 2024-2025
Направления
Спортивнооздоровительная
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность
Учебные курсы
Подвижные игры
Шахматный клуб
«Белая ладья»
Учусь создавать
проект
Я создаю мультфильм
На пути к будущему
1А
1Б
2Б
1
0
3А
1
1
3Б
1
0
4А
1
1
4Б
1
1
4В
1
1
2А
1
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Интеллектуальные
марафоны
Основы функциональной грамотности
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Внеурочные занятия патриотической, нравственной
и экологической
тематики
Разговоры о важном
Орлята России
Уроки осторожности
Познавая малую
Родину
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
3-D моделька
Финансовая грамотность
Робокласс
Разговор о правильном питании
0
0
0
0
1
0
1
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
Арт-студия «Весёлая нотка»
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
1
0
0
0
0
0
Информационная
культура
Коммуникативная
деятельность
Художественноэстетическая творческая деятельность
1
ДАР (Дом творческих работ)- ТР
Танцевальная
группа «Ассорти»
0
0
0
0
Увлекательное рукоделие
«Учение с увлечением»
Логопедический
кружок
ВСЕГО
Мероприятия, реализуемые за счет Программы воспитания
ИТОГО недельная
нагрузка
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
7
7
7
7
7
8
7
7
7
3
3
3
3
3
2
3
3
3
10
10
10
10
10
10
10
10
10
16
3.4. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
уровень начального общего образования
Дела, события, мероприятия
классы Ориентирово
чное время
проведения
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Урочная деятельность»
Оформление стендов (предметно-эстетическая среда,
1-4
сентябрь, в
наглядная агитация школьных стендов предметной
течение года
направленности)
Игровые формы учебной деятельности
1-4
в течение года
Интерактивные формы учебной деятельности
1-4
в течение года
Содержание уроков (по плану учителя)
1-4
в течение года
1-4
02.09
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки
детей к действиям в условиях различного рода
чрезвычайных ситуаций)
Международный день распространения грамотности
1-4
09.09
(информационная минутка на уроке русского языка)
День образования Ростовской области
1-4
13.09
Ответственные
учителя, кл. руководители
учителя, кл. руководители
учителя, кл. руководители
учителя, кл. руководители
учителя, кл. руководители
учителя, кл. руководители
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко
Дню гражданской обороны Российской Федерации)
День символов Ростовской области: герба, флага и гимна
1-4
04.10
1-4
28.10
День рождения А.П.Чехова (информационная
минутка на уроках литературы)
Интерактивные уроки родного русского языка к
Международному дню родного языка
Всемирный день иммунитета (минутка информации на
уроках биологии)
3-4
10.12
учителя, кл. руководители
1-4
21.02
учителя, кл. руководители
1-4
03.03
учителя, кл. руководители
17
учителя, кл. руководители
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (День пожарной
охраны)
День государственного флага Российской Федерации
День славянской письменности и культуры
Предметные недели (по графику)
День рождения Закруткина Виталия Александровича
1-4
30.04
учителя, кл. руководители
1-4
2-4
1-4
3-4
22.05
24.05
в течение года
27.03.25
учителя, кл. руководители
учителя, кл. руководители
учителя, кл. руководители
18
Модуль «Классное руководство»
Поднятие флага. Гимн. «Разговор о важном»
1-4
каждый поне- классные руководители
дельник,
1 урок в течение года
Проведение классных часов, участие в Днях единых
1-4
классные руководители
действий
Проведение инструктажей с обучающимся по ТБ, ПДД,
1-4
в течение года классные руководители
ППБ
Изучение классного коллектива
1-4
в течение года классные руководители
Ведение портфолио с обучающимися класса
1-4
в течение года классные руководители
Классные коллективные творческие дела
1-4
в течение года классные руководители
1-4
Реализация
программы внеурочной деятельности с
по расписанию, классные руководители
классом
в
течение года
Экскурсии, поездки с классом
1-4
1
раз
в Классный
руководитель,
родительский
четверть
комитет
1-4
по запросу
классные руководители, учителя-предметники
Консультации с учителями-предметниками (соблюдение
единых требований в воспитании, предупреждение и
разрешение конфликтов)
Модуль «Работа с родителями или их законными представителями»
Заседание Совета родителей
1-4
1 раз в
заместитель директора по ВР, Советник по
четверть
воспитательной работе, кл. руководители
Классные родительские собрания
1-4
1 раз в
кл.руководители
четверть
Индивидуальные беседы с родителями «группы риска»,
1-4
по запросу
кл.руководители, соц.педагог
неуспевающими
Консультации с психологом
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»
Реализация внеурочной деятельности согласно учебного
1-4
в течение года Педагоги-предметники, руководители курсов
плана
ВД
Вступление обучающихся в движение «Орлята России»
3-4
сентябрь
советник директора по воспитательной работе
(первичное отделение)
19
Организация и проведение Всероссийских акций РДДМ
1-4
в течение года
в формате «Дней единых действий»
Спортивные соревнования по пионерболу
3-4
октябрь
Участие в выставке-конкурсе на лучшую
1-4
декабрь
елочную игрушку «Фабрика Деда Мороза»
Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная
1
ноябрь
семья» среди 1-4 -х классов
Шахматный турнир
3-4
ноябрь
Соревнования среди 4-х классов «Веселые старты»
4
декабрь
Спортивные соревнования по пионерболу
4
апрель
Легкоатлетическая эстафета в честь Дня Победы
1-4
май
Модуль «Ключевые школьные дела»
Праздник «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в
1
15.10
пешеходы»
Праздник «День учителя»
1-4
04.10
Участие в мероприятиях, посвященных Дню народного
единства (флешмобы онлайн, акция «Окна России»,
«Флаги России»
Праздник «День матери»
1-4
01-06.11
1-4
22-30.11
Участие в акции «Каждой птичке – по кормушке»
Участие в новогодних мероприятиях (квест, хороводы,
спектакли)
Участие обучающихся в Губернаторской ёлке
1-4
1-4
07-11.11
Декабрь январь
Январь 2025
Участие в спортивно-игровой программе «Есть такая
профессия Родину защищать»
Марафон «Неделя психологии в образовании»
3
Концерт, посвященный Международному женскому дню 8
Марта
Школьный фестиваль детского творчества «Ярмарка
2-4
19.02
1-4
10-14.03
1-4
07.03
1-4
25.03
20
советник директора по воспитательной работе
учителя физкультуры, кл. руководители
вожатая
учителя физкультуры, кл. руководители
Руководитель курса ВД
учителя физкультуры, кл. руководители
учителя физкультуры, кл. руководители
учителя физкультуры, кл. руководители
заместитель
директора
по
ВР,
кл.
руководители
заместитель директора по ВР, советник по
воспитательной работе, кл. руководители
советник по воспитательной работе, кл.
руководители
заместитель
директора
по
ВР,
кл.
руководители
кл. руководители
заместитель директора по ВР, советник по
воспитательной работе, кл. руководители
заместитель
директора
по
ВР,
кл.
руководители
заместитель директора по ВР, классные
руководители
заместитель
директора по ВР, педагогпсихолог, классные руководители
заместитель
директора
по
ВР,
кл.
руководители, вожатая
заместитель директора по ВР, руководитель
талантов»
Участие
в
мероприятиях,
посвященных
Дню
Космонавтики
Участие в мероприятиях, посвященных празднованию 80летию Победы (торжественный марш, строевая подготовка, изготовление открыток для
ветеранов Великой Отечественной войны тематические
флешмобы «Бессмертный полк»)
Праздник «Последний звонок» (участие первоклассников)
советник по воспитательной работе, кл.
руководители, педагоги
кл. Руководители, вожатая
1-4
8-11.04
5-9
28.04-08.05
заместитель
директора
руководители, педагоги
по
ВР,
кл.
24.05
заместитель
директора
руководители, педагоги
кл. руководитель
по
ВР,
кл.
1
Торжественные
мероприятия, посвященные окончанию
4
26.05
начальной школы «Прощай, начальная школа!»
Модуль «Внешкольные мероприятия»
1-4
в течение года
Внешкольные мероприятия, в том числе организуемые
совместно
с
социальными
партнёрами
общеобразовательной организации
1-4
в течение года
Внешкольные тематические мероприятия воспитательной
направленности, организуемые педагогами по изучаемым в
общеобразовательной организации учебным предметам,
курсам, модулям
Экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную
1-4
в течение года
галерею, технопарк, на предприятие и др.)
Коллективно-творческие дела
1-4
в течение года
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
1-4
Оформление внешнего фасада здания, класса, оформление
август- май
«Стены памяти», открытие «Парты героя». Оформление
школьного уголка - (название, девиз класса, информационный стенд), уголка безопасности
21
классные руководители, социальные партнеры
классные
руководители,
учителяпредметники, педагог-психолог, соц.педагог
классные
руководители,
комитет.
классные руководители
заместитель
руководители
директора
родительский
по
ВР,
кл.
Организация и проведение церемоний поднятия (спуска)
государственного флага Российской Федерации
1-4
Подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных
областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга
Организация и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна
Российской Федерации
Оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в
доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско- патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных
событиях, поздравления
педагогов и обучающихся
Поддержание эстетического вида и благоустройство здания, холлов, классов, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при
общеобразовательной организации
Оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон
активного и тихого отдыха
1-4
каждый
заместитель директора по ВР, Советник по ВР,
понедельник, 1 кл. руководители
уроком
кл. руководители
по плану
кл.рук.
1-4
по мере
заместитель
необходимости руководители
1-4
в течение года заместитель директора по ВР, Советник по ВР,
кл. руководители
1-4
в течение года заместитель директора по ВР, Советник по ВР,
кл. руководители
1-4
по мере
заместитель директора по ВР, Советник по ВР,
необходимости кл. руководители
22
директора
по
ВР,
кл.
1-4
в течение года
Поддержание
в библиотеке стеллажей свободного
книгообмена,
на которые обучающиеся, родители,
педагоги выставляют для общего использования своикниги, брать для чтения другие
1-4
Оформление пространств проведения значимых событий,
по мере
праздников,
церемоний,
торжественных
линеек,
необходимост
творческих вечеров (событийный дизайн)
и
1-4
Обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
по мере
др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных
необходимости
для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе
общеобразовательной организации, актуальных
вопросах профилактики и безопасности
«Профилактика и безопасность»
1-4
сентябрь
Месячник
безопасности
жизнедеятельности
(профилактика ДТП, пожарной безопасности, экстремизма,
терроризма, беседы, классные часы по ПДД,
ПБ)
Всероссийский открытый урок по ОБЖ
1-4
03.09
Рейд по проверке наличия схем безопасного маршрута и
наличия светоотражающих элементов у обучающихся
Объектовая
тренировка
эвакуации
при
угрозе
террористического акта
Участие в муниципальной игре по правилам дорожного
движения «Красный. Желтый. Зеленый»
День памяти жертв ДТП. Акция «Пусть дорога будет
безопасной»
Участие в муниципальном смотре-конкурсе агитбригад по
безопасности дорожного движения «Дорога глазами
детей»
В рамках межведомственной профилактической акции «За
здоровый образ жизни» - неделя оказания первой
медицинской помощи
педагог-библиотекарь
заместитель директора по ВР, Советник по ВР,
кл. руководители
социальный педагог
вожатые, классные руководители
1-4
16 - 19.09
1-4
октябрь
3
14-15.10
преподаватель-организатор
руководители
преподаватель-организатор
обучающихся
преподаватель-организатор
руководители
вожатые, кл. руководители
18.11
вожатые, кл. руководители
4
ноябрь
вожатые, кл. руководители
1-4
апрель
вожатые , кл. руководители
1-4
23
ОБЖ, классные
ОБЖ,
ОБЖ,
Совет
кл.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Детские общественные объединения»
Вступление
обучающихся в объединение РДДМ
3-4
в течение года советник по воспитательной работе
(первичное отделение)
1-4
02.09
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
советник по воспитательной работе, классные
посвященной Дню знаний
руководители
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню учителя
2-4
04.10
советник по воспитательной работе, классные
руководители
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню народного единства
1-4
01.11
советник по воспитательной работе, классные
руководители
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню матери
1-4
29.11
советник по воспитательной работе, классные
руководители
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню Героев Отечества, кинопросмотр
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции
«Подари книгу» в Международный день книгодарения
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню защитника Отечества
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Международному женскому дню
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню счастья
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню смеха
Дни единых действий: участие во Всероссийской акции,
посвященной Дню Победы
3-4
09.12
1-4
14.02
1-4
21.02
1-4
07.03
3-4
20.03
1-2
01.04
1-4
09.05
советник по воспитательной работе, классные
руководители
советник по воспитательной работе, классные
руководители
советник по воспитательной работе, классные
руководители
советник по воспитательной работе, классные
руководители
советник по воспитательной работе, классные
руководители
советник по воспитательной работе, классные
руководители
советник по воспитательной работе, классные
руководители
24
Модуль «Школьные медиа»
Библиотечные уроки. Ознакомительная экскурсия
1-2
16 – 20.09
1-4
1 – 10.10
Книжные выставки, стенды, информационные уголки
освещающие
деятельность в области гражданской
защиты, правила поведения обучающихся
Информационная
и
книжная
выставка
«День
1-4
03-09.09
солидарности и борьбы с терроризмом»
1-4
01-06.11
Тематическая фотовыставка, видеопроекты, подкасты,
посвященные Дню народного единства – сайт школы,
группа ВК)
1-4
январь
Кинолектории, посвящённые освобождению Ленинградаот
фашистской блокады и Дне памяти жертв холокоста
Кинолектории, посвященные Дню защитника Отечества
1-4
февраль
Тематическая фотовыставка, видеопроекты, подкасты,
1-4
03-07.05
посвященные Дню Победы – сайт школы, группа ВК)
Кинолектории, посвященные Дню Победы
1-4
май
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Походы в театры, на выставки, в музеи
1-4
в течение года
Экскурсии
по патриотической тематике, ранней
профориентации
Походы выходного дня, экскурсии, походы, экспедиции
1-4
1-4
педагог-библиотекарь, кл. руководители
педагог-библиотекарь,
Классные руководители, зам.директора по ВР,
советник по воспитанию
советник
по
воспитательной
работе,
классные руководители
педагог-организатор, классные руководители
классные руководители
классные руководители
классные руководители
классные
комитет
в течение года классные
комитет
в течение года классные
комитет
25
руководители,
родительский
руководители,
родительский
руководители,
родительский
26